При подготовке какой-либо научной работы или художественного произведения мой неугомонный характер требует тщательного разбора и перепроверки материала. Ради написания предложения или абзаца мозг вновь и вновь занимается составлением, пересмотром и организацией "баз данных" по конкретному вопросу.
Блокноты и тетради быстро превращаются в частный аналог Википедии, только узкоспециализированный.
Не обошла такая дотошность и литературный труд: за последние 2 года у меня накопилось предостаточно фактического материала про Италию эпохи Возрождения, про династию Борджа, про эволюцию информационного повода в материалах СМИ и даже про жизнепригодность планет в системах красного карлика.
К сожалению, такой Сизифов труд не гарантирует продуктивной работы над самим произведением, т.к. постоянное углубление в детали, смертоносный перфекционизм губят всякое творчество на корню. С некоторых пор использую другое решение: изучая материал довольно поверхностно, делю все источники на несколько групп, по степени полезности, достоверности и использования в творчестве.
Источники первого порядка - научные, публицистические или особо достоверные художественные произведения. Например, в работе над романом о Борджиа таковыми будут труды Маллетта, Грегоровиуса и даже Сабатини. Эти произведения всегда под рукой и сопровождают строку за строкой в процессе творчества; дотошность при этом никуда не девается, но объем обрабатываемого материала все равно существенно сокращается, да и информация подается последовательно, согласно плану собственного произведения.
Источники второго порядка - художественные и драматические произведения в рамках данной темы, или даже отвлеченная публицистика, критика. "Первый дон" Марио Пьюзо пестрит штампами и черными легендами об Александре VI, но все же относится к данной категории - как пример почти совершенного художественного воплощения истории великой семьи и великого папы римского эпохи Ренессанса. Часть наиболее интересных событий, не подтвержденных однозначно авторитетными источниками первого порядка, приходится брать здесь. Для придания произведению "остроты" или "изюминки", для тщательной прорисовки характеров героев. Эти произведения изучаются и прочитываются поверхностно и время от времени в ходе работы над романом.
Источники третьего порядка - как и в первой группе, научные, публицистические или особо достоверные художественные произведения, но напрямую не связанные с темой моего произведения. Например, труды Никколо Макиавелли или Джироламо Савонаролы позволяют лучше понять эпоху понтификата Родриго Борджа и итальянских завоеваний его сына, Чезаре. Эти источники изучаются не всегда, только если нужно прописать отдельный образ (например, того же Макиавелли) в каких-то главах более конкретно и красочно.
Источники четвертого порядка - художественные и драматические произведения, сплетни, а также слухи, легенды, не связанные напрямую с темой. Например, история о Коломбе да Риети и ее диалоге с Александром VI; о попытке отравления папы таким экзотическим способом, как зараженное письмо, и мн. др. В эту категорию входит, например, драматическое произведение Виктора Гюго о Лукреции Борджа, не соответствующее во многом исторической действительности, но интересное с точки зрения его подачи и реализации. Такие случаи невозможно выследить все до последнего, но мозаику в произведении из них можно собрать неплохую. Эти источники используются довольно редко, для подъема уровня экспрессии и сопереживания читателя персонажам, для подогревания интереса дополнительными интригами, загадками, тайнами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий